ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
на сайт
муниципального общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Котласа
ВВЕДЕНИЕ ФГОС
ВВЕДЕНИЕ ФГОС

Что такое ФГОС?
Данная страничка нашего сайта адресована в первую очередь родителям, в том числе будущим родителям, учащихся начальных классов.
В представленной информации раскрываются особенности реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

1. Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием "Закона об образовании в РФ" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию".
2. Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
3. Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
4. Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
· личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
· метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиям;
· предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
· Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
· Пример: выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста; выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
· Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
5. Что изучается с использованием информационно-коммуникационных технологий?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
6. Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
7. Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
8. Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?
С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным и будет вводится во всех первых классах. Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Продолжительность уроков в начальной школе:
· в 1 классе - 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
· во 2-4 классах - 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года: в 1 классе - 33 учебные недели; во 2-4 классах - 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
9. Каков нормативный срок освоения стандарта?
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Для детей с ограниченными возможностями здоровья нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
10. Каковы основные характеристики выпускника начальной школьника?
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
11. Какие результаты освоения ООП планируются в ФГОС?
Результаты освоения ООП:
- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
12. В чем состоит инновационность предметных результатов?
Инновационность предметных результатов состоит в гарантированности достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями, что позволяет ориентировать всю систему образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования, а также создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, обеспечивает рост творческого потенциала в решении практических задач.
13. Какие результаты подлежат итоговой оценке?
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
14. Какие результаты не подлежат итоговой оценке?
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
- ценностные ориентации обучающегося;
- индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
15. Что определяет ООП?
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Ознакомится с образовательной программой НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2011-2015 гг. можно перейдя в раздел «Сведения об образовательной организации», подраздел «Образование».
Нормативное регулирование
Нормативное регулирование

Актуальные сведения об федеральных и региональных законах, письмах органов власти и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних:

1. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 152 — ФЗ «О персональных данных»

2. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 — ФЗ «О безопасности»

3. Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436 — ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

 

В состав законодательства по обеспечению информационной безопасности включаются федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

К числу наиболее значимых нормативных правовые актов в области обеспечения информационной безопасности относятся следующие законы и подзаконные акты.

Конституция Российской Федерации содержит нормы, которые определяют правовые основы информационной безопасности: основные положения правового статуса субъектов информационных отношений, принципы информационной безопасности (законности, уважения прав, баланс интересов личности, общества и государства), конституционный статус государственных органов, обеспечивающих информационную безопасность и др.

Например, к таким положениям относятся нормы, которые устанавливают право каждого субъекта свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п.4.ст. 29).

Это конституционное право, устанавливающее возможность удовлетворения интересов личности и общества сбалансировано необходимостью их ограничения федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.3.ст.55).

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на доступ к информации о частной жизни и передачу сообщений по линиям телефонной связи (ст.23).

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Закон определяет ключевые термины в области безопасности, которые применимы и для сферы информационной безопасности, принципы и систему безопасности, правовой статус и состав Совета Безопасности Российской Федерации.

Федеральный закон от 27.07.2006, г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» фиксирует базовые нормы для всей системы информационного законодательства, в т.ч. правового обеспечения информационной безопасности. Они определяют основные термины и их определения, принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст.3), классификацию информации по категориям доступа – общедоступную и ограниченного доступа (ст. 5), порядку ее предоставления или распространения (свободно распространяемую, обязательного предоставления или распространения, ограниченного распространения или запрещаемую для распространения вообще). Закон определяет базовые положения правового режима доступа к информации (ст.8) и его ограничения (ст.9), основные параметры правовых режимов распространения (ст.10) и документирования (ст.11) информации, информационных систем (ст.13), информационно-телекоммуникационных сетей (ст.15) и общие условия защиты информации (ст.16), информационных систем (ст.13) и использования информационных технологий, а также в общих чертах описывает ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральные законы от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливают правовые режимы информации ограниченного доступа, в том числе, сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.

Нормы названных законов на более конкретном уровне, чем норма ст.9 закона «Об информации» регулируют формирование условий правового режима доступа к сведениям конфиденциального характера, конкретизируют правовой статус субъектов отношений, возникающих по поводу тайн и персональных данных. Именно в названных законах содержатся основные запреты, ограничения и дозволения, которые составляют правовые основания для формулировок составов информационных правонарушений, направленных на интересы личности, общества и государства в области конфиденциальности информации.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».Нормы названного закона определяют правовой режим технологического обеспечения защиты информации в системе базовых законов информационного законодательства. В ст. 1 этого закона определена его цель – обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В законе сформулированы функции электронной цифровой подписи: удостоверяющая, защитная и устанавливающая.

Уголовный кодекс РФ. В главе 28 Кодекса предусматривает ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации (ст.272-275). Всего в тексте Кодекса содержится более 50 отдельных статей, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение установленных запретов в информационной сфере.

Трудовой кодекс РФ устанавливаетправовой режим персональных данных работника, определяет общие требования по их обработке и защите, устанавливает сроки хранения таких данных и процедуру их использования. В случаях нарушения норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Трудовой кодекс РФ определяет норму об ответственности за разглашение отдельных видов тайн и персональных данных.

КоАП РФ в главе 13 определяет административную ответственность за правонарушения в области связи и информации посвящена отдельная глава (ст. 13.1-13.24). В него включены еще более 90 статей, в которых определяется ответственность за совершение проступков информационного характера. Так, например, устанавливается ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39), за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5), за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53).

Имеется также массив нормативных правовых актов подзаконного характера, состоящий из большого количества документов, регулирующих отдельные направления правового обеспечения информационной безопасности.

Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена». В данном Указе устанавливается запрет подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена. В целях защиты информации государственные органы обязаны использовать только средства защиты информации, прошедшие сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получившие подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Выполнение данных требований Указа в полной мере должно обеспечить защиту информации, составляющей государственную тайну.

Приказом ФСО России от 07.08.2009 N 487 утверждено Положение о сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Эксплуатацию, поддержание и развитие сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает Служба специальной связи и информации ФСО России.

В соответствии с названным нормативным правовым актом Сегмент сети Интернет – это находящаяся в ведении (эксплуатации) Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется – оператор сегмента сети Интернет) часть информационно-телекоммуникационной сети, связывающей информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети различных государств посредством сетевых адресов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее именуется – сеть Интернет).

Сегмент сети Интернет предназначен для обеспечения размещения информации о деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также для доступа к сети Интернет должностных лиц указанных государственных органов (далее именуются – пользователи сегмента сети Интернет).

Функционирование сегмента сети Интернет обеспечивается путем применения стандартных протоколов сети Интернет и регламентов обмена информацией в порядке, определяемом оператором сегмента сети Интернет.

В российском правовом пространстве длительное время в обороте используется «служебная информация ограниченного распространения» о деятельности органов государственной власти, которая нередко упоминается в нормативных правовых актах как «служебная тайна». Постановление Правительства РФ № 1233 от 3 ноября 1994 г. «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах государственной власти» определяется правовое положение информации ограниченного доступа, несмотря на то, что п.п.1 и 4 ст.9 ФЗ «Об информации» ограничение доступа к информации и, в частности, отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну, устанавливаются исключительно федеральными законами. Явное несовершенство информационного законодательства и практики его применения отрицательно влияет на состояние правовой защиты интересов субъектов правоотношений. Пробел в нормативных правовых актах, устанавливающих оборот информации служебного характера, не позволяет установить запрет либо ограничения на ее использование, а вместе с этим создает ситуацию невозможности установить административную и / или уголовную ответственность за нарушения порядка распространения этой важной формы информации.

+
A A A